Сломался шуруповерт. Ищем схему или ремонтируем без нее?
Многим знакома грустная шутка по поводу ремонта, который можно приостановить, но не закончить. Для тех, у кого образовался вынужденный «перерыв», кто предпочитает все делать своими руками, в том числе профилактику и ремонт своего инструмента, несколько советов не помешают.
Итак, шуруповерт. Наверное, сейчас самый распространенный и востребованный из электроинструмента. Иметь хотя-бы минимальное представление о его конструкции необходимо для того, чтобы разобраться в причине поломки, а также не допустить преждевременный выход его из строя.
Устройство и схема шуруповерта
Аккумуляторный шуруповерт состоит из пластикового корпуса, в котором размещается электрический двигатель постоянного тока, планетарный редуктор, передающий усилие двигателя на патрон, пусковая кнопка с регулятором вращения и батарея питания.
Для управления двигателем широкое распространение получила электрическая схема шуруповерта с использованием широтно-импульсной модуляции, отличающейся высокой эффективностью. В них в качестве ключевого элемента часто применяется мощный транзистор с МОП-структурой, а точную и плавную регулировку скорости обеспечивает ШИМ-контролер.
Для лучшего рассеивания тепла транзистор, как правило, закрепляют на корпусе двигателя или на отдельном радиаторе. Плату с электроникой часто удается разместить внутри пусковой кнопки (это характерно для недорогих моделей, в которых нет замысловатых систем защиты и блокировок).
В большинстве шуруповертов используют электродвигатель классической конструкции, с постоянными магнитами и якорем, на обмотки которого подается напряжение через коллектор и щетки. С недавних пор у такого мотора появился серьезный конкурент – бесщеточный двигатель, который отличается высокой мощностью, энергоэффективностью и надежностью.
Вращательный момент с электродвигателя передается на планетарный редуктор с возможностью регулировки скорости, что позволяет приспосабливать инструмент к удобной работе в разных режимах: и сверлить отверстия, и завинчивать шурупы.
Если раньше в качестве источника питания применяли никель-кадмиевые аккумуляторы напряжением 9-12 Вольт, то в современных шуруповертах устанавливают чаще всего литий-ионные, отличающиеся значительно меньшим весом и габаритами при увеличенной емкости. Выходное напряжение у них повышено до 18 Вольт, что позволило увеличить мощность и надежность двигателя. Тем не менее, инструменты с Ni-Ca батареями до сих пор популярны благодаря их дешевизне и неприхотливости к условиям эксплуатации и хранения.
Распространенные неисправности шуруповерта
Ремонт шуруповерта своими руками не так уж и сложен. Для этого понадобится тестер – им проверяют состояние батареи (замерять напряжение желательно на холостом ходу и под нагрузкой). Восстановить неработоспособную батарею в большинстве случаев возможно. Ремонт батареи шуруповерта заключается в замене отдельных элементов, потерявших емкость (если только это не Li-ion батареи).
Если напряжение на аккумуляторе в норме, то необходимо проверить работоспособность кнопки включения (как разобрать шуруповерт – для многих ремонтников наверняка не станет большой проблемой). Вышедшую из строя кнопку проще заменить однотипной. Ремонт кнопки шуруповерта обычно нецелесообразен, так как ее конструкция чаще всего не позволяет восстановить ее реставрацией выгоревших и изношенных деталей.
В схеме регулировки скорости чаще всего вследствие перегрузки повреждается мощный транзистор (его, как правило, следует искать на корпусе двигателя, используемого для отвода тепла). Для его замены необходимо выпаять сгоревшую деталь, установить на место исправный транзистор и восстановить схему, соблюдая полярность выводов при пайке.
![]() |
СОРОКИН Зарядное устройство 10,8В, 220В/50Гц для 29.110 | Торговый дом Сорокин | 999 Р |
![]() |
СОРОКИН Дрель-шуруповерт с АКБ 2А/ч | Торговый дом Сорокин | 5 999 Р |
В случае отсутствия целостности цепи электродвигателя перво-наперво проверяют состояние угольных щеток: степень их износа, наличие контакта в месте их соприкосновения с коллектором. При чрезмерном износе щеток они могут неплотно прилегать к пластинам коллектора, из-за чего нарушается нормальная работа двигателя. Кстати, изготовители инструмента рекомендуют следить за их состоянием и своевременно заменять. Для этого многие модели оборудованы быстросъемными заглушками, которые удерживают щетки при работе шуруповерта и облегчают доступ к ним для ревизии и замены. Не будет лишним заодно очистить пластины коллектора от нагара.
Поврежденную обмотку двигателя (это обнаруживается омметром) восстановить не удастся, поэтому потребуется полная замена двигателя.
Таким образом, перечисленные в этой статье неисправности являются типичными для большинства моделей, а это значит, что ремонт аккумуляторного шуруповерта в домашних условиях вполне возможен и по силам многим, а определить причину неисправности часто удается даже в отсутствие электрической схемы.
Случаи выхода из строя шуруповертов из-за поломок и износа элементов механики встречаются относительно редко. К тому же отремонтировать поврежденную деталь (например, редуктора), затруднительно по многим причинам, и заниматься таким видом ремонта экономически нецелесообразно.
У меня такая же проблема с кнопкой. Вы её смогли решить?
PSR 18 И у менч навернулся,заменили плату 3000р,после замены при проверке сгорела кнопка еще 1500
PSR 18 И у менч навернулся,заменили плату 3000р,после замены при проверке сгорела кнопка еще 1500
Valeri, скорей всего ты делал замеры напряжения на кнопке, в отжатом состоянии, попробуй нажать на кнопку и проверить напряжение на ее контактах. Если напряжение падает в ноль, то дело в транзисторе, который управлет скорость.
Valeri, скорей всего ты делал замеры напряжения на кнопке, в отжатом состоянии, попробуй нажать на кнопку и проверить напряжение на ее контактах. Если напряжение падает в ноль, то дело в транзисторе, который управлет скорость.
Доброго времени суток. Уже неделю мучаю шурик Bosch PSB 18 LI 2. Пересмотрел кучу роликов на эту тему и форумов. Пока ответа нет. Шурик не реагирует при нажатии на кнопку. От аккумулятора на клеммы кнопки идет 20,3 в. После кнопки на мотор, при полном нажатии – 0. Заказал новую кнопку, поменял – результат нулевой. Есть другой такой же не работающий шурик, отданный другом на запчасти. В нем, после нажатия кнопки, на мотор подается 11в, но мотор так же не реагирует. Руки на месте, но с электроникой тесной дружбы нет. Может кто подскажет пошагово, что и как еще проверить.
Доброго времени суток. Уже неделю мучаю шурик Bosch PSB 18 LI 2. Пересмотрел кучу роликов на эту тему и форумов. Пока ответа нет. Шурик не реагирует при нажатии на кнопку. От аккумулятора на клеммы кнопки идет 20,3 в. После кнопки на мотор, при полном нажатии – 0. Заказал новую кнопку, поменял – результат нулевой. Есть другой такой же не работающий шурик, отданный другом на запчасти. В нем, после нажатия кнопки, на мотор подается 11в, но мотор так же не реагирует. Руки на месте, но с электроникой тесной дружбы нет. Может кто подскажет пошагово, что и как еще проверить.